1. Главная
  2. Блог
  3. Разное

Управленческий учет: цель, принципы и особенности внедрения

Управленческий учет: цель, принципы и особенности внедрения

Вести бизнес без управленческого учета – это как ехать за рулем машины с завязанными глазами. Процесс интригует, но нет уверенности, что доберешься из пункта А в пункт Б. С бизнесом та же история: для его развития нужно понимать, как обстоят дела в компании, и вовремя получать информацию о всех изменениях. Например, о товарообороте, доходах и расходах, качестве обслуживания и эффективности работы подчиненных. 

Система отчетов должна быть организована так, чтобы вы в любой момент могли посмотреть их и ответить на 2 главных вопроса: в каком состоянии сейчас находится компания и что можно сделать, чтобы увеличить прибыль и уменьшить издержки. В этом и состоит основная цель управленческого учета. Он помогает анализировать прошлое, контролировать настоящее и планировать будущее вашего бизнеса (строить стратегию).

Управленческий учет нужен абсолютно любой компании: от магазинов бытовой техники до мастерских и сетей СТО. Сегодня подробно расскажем о его задачах, пользе и особенностях внедрения.

Основные задачи управленческого учета

Цели и задачи управленческого учета

Система управленческого учета помогает решать много важных задач. Вот основные из них:

Управление затратами и запасами

На товары, зарплаты, оборудование и запуск новых услуг тратится определенный бюджет. Затем все это приносит какую-то прибыль. Управленческий учет поможет вам ее оценить и понять, какие филиалы и сегменты бизнеса более рентабельны, а какие пора закрывать. У кого из сотрудников черный пояс по продажам и обслуживанию, а кого нужно уволить. 

Вы сможете фиксировать и анализировать расходы и доходы. Видеть движения товаров и знать, какие из них пользуются популярностью, а какие годами лежат на складе мертвым грузом. Планировать закупки и расходы на оплату труда, а также решать, сколько денег сейчас можно вывести из бизнеса для инвестиций в другие проекты. 

Это поможет выстроить эффективную систему управления, избавиться от хаоса в бизнес-процессах и, наконец, начать прогнозировать результаты работы предприятия. Да-да, так и должно быть. 

Сбор, систематизация и анализ информации

Количество и качество полученных данных будет зависеть от программы, в которой вы работаете. В РемОнлайн, например, вы сможете генерировать отчеты по исполнителям, заказам, остаткам, списаниям, отзывам, зарплате, работам, прибыли от продажи товаров и услуг и т.д. 

При этом удобно то, что информацию можно сравнивать в разрезе периодов, сотрудников и мастерских. Она будет выгружаться в понятной форме и ее не нужно будет искать вручную. Пару кликов и подробный отчет уже на мониторе.  Такой детализации сложно добиться, если вы ведете дела в Excel, поэтому CRM-система – очень полезная штука для организации управленческого учета. 

Оптимизация коммуникации и бизнес-процессов

Вы сможете анализировать ключевые показатели работы компании и отслеживать динамику их изменений. Это поможет увидеть, обозначить и устранить слабые места бизнес-процессов. Без управленческого учета вы бы просто ощущали, что что-то идет не так, а затем долго искали корень зла методом проб и ошибок. 

Кроме того, если у вас подключена телефония, вы сможете организовать учет и прослушивание звонков. Узнаете, как ваши сотрудники общаются с клиентами, оптимизируете структуру диалога, разработаете скрипты продаж и в итоге повлияете на качество обслуживания. 

Создание дополнительных точек контроля

Вы получите доступ к информации, которая касается всех сфер деятельности компании: от складского учета, до продаж и обратной связи. Ее регулярный анализ позволит вам создать объективную систему KPI и получить дополнительные точки контроля. У сотрудников появится план продаж, норма времени для выполнения заказов и уровень оценки клиентов, к которому нужно стремиться. 

Разработка системы мотивации

Из предыдущего пункта становится ясно, что организация управленческого учета поможет создать действенную систему мотивации. Вы сможете установить вознаграждение за продажу дорогих товаров или определенных услуг, а также учесть стаж и опыт работы отдельных сотрудников. 

Кроме того, отслеживая успехи исполнителей, вы поймете кого стоит повысить, перевести на другую должность или кто заслужил премию. 

Планирование в разрезе текущих показателей работы компании

Все вышеперечисленное даст вам возможность объективно оценить положение дел и перейти к планированию закупок, прибыли, расходов, долгосрочных и краткосрочных целей. Это позволит достичь стабильного развития бизнеса и избежать эффекта американских горок.

Управленческий учет нужен для того, чтобы руководитель не утонул в мелких задачах,  мог контролировать процессы, прогнозировать ситуацию и быстро принимать рациональные решения. 

Теперь давайте поговорим об особенностях управленческого учета для сервисного бизнеса и сложностях, с которыми сталкиваются предприниматели при его внедрении.

Особенности управленческого учета для сферы услуг

В больших компаниях управленческим учетом занимаются целые отделы и даже департаменты: аналитики, финансисты, экономисты, бухгалтерия, менеджеры по развитию направлений и т. д. А в сфере услуг обычно представлен малый и средний бизнес, у которого нет ресурсов на содержание такого количества сотрудников. Поэтому предприниматели могут столкнуться с рядом проблем, среди которых: 

  • отсутствие времени на аналитику и работу с цифрами –  решается автоматизацией типовых задач; 
  • нехватка опыта и специализированных знаний – нужны максимально понятные и простые отчеты; 
  • недостаточность и плохая структура данных – поможет нормальная CRM-система. 

Как видите, все трудности легко перебороть, было бы желание. К тому же в результате управленческий учет сэкономит вам массу времени и сил. 

При организации системы управленческого учета стоит принимать во внимание и другие особенности сферы услуг. Например, то, что придется изучать не только финансовые и складские показатели, но также уровень сервиса, сроки выполнения работ, сезонность, затраты материальных и трудовых ресурсов. Но не волнуйтесь, для всего этого можно собрать информацию и создать отчеты. Просто нужно будет проанализировать обратную связь и данные за предыдущие периоды. Например, рассчитать среднее число заказов в низкий и высокий сезоны, а также нормы времени на разные виды работ и сроки ожидания запчастей от поставщиков, с которыми сотрудничаете. 

Правила, принципы и виды управленческого учета

Виды управленческого учета

Управленческий учет делится на 4 вида: 

  • Производственный – позволяет вычислить себестоимость товаров и услуг. 
  • Бюджетный – направлен на повышение эффективности работы подразделений и сотрудников (сюда относим зарплаты, премии и штрафы).
  • Маржинальный – показывает зависимость прибыли от объемов продаж и производства. 
  • Стратегический –  помогает обеспечить развитие и повышение конкурентоспособности бизнеса необходимыми ресурсами. 

Все они работают по единой системе принципов, среди которых непрерывность, простота, надежность, своевременность и сопоставимость данных. То есть вы должны регулярно получать достоверные и понятные отчеты, информации из которых вам будет достаточно для анализа, сравнения  и принятия решений. 

Это важно понимать на этапе выбора CRM-системы, чтобы вести управленческий учет в соответствии со следующими правилами: 

  1. Реалистичность и четкое обозначение целей и задач.
  2. Краткость, системность и удобство получения информации.
  3. Правильное распределение ролей и обязанностей между сотрудниками. 
  4. Наличие центров ответственности и системы взаимодействия между ними (например, у кладовщиков, кассиров, администраторов и продавцов могут быть свои показатели и зоны ответственности) . 
  5. Продуманный механизм контроля. 
  6. Отсутствие дополнительных трудностей для подчиненных (внедрение учета должно повысить эффективность их работы, а не отвлекать от основных обязанностей).

С теоретической частью и функциями управленческого учета разобрались, пора переходить к практике. 

Как организовать управленческий учет: алгоритм внедрения 

У внедрения управленческого учета на разных предприятиях могут быть свои задачи и особенности, но вот универсальный план:

  • Выберите программу, которую будете использовать. Очень удобно, когда все данные собираются в одной CRM-системе.
  • Определите финансовую структуру компании и центры ответственности. 
  • Разработайте классификацию затрат и доходов, чтобы добавить статьи движения денежных средств для дальнейшего анализа. 
  • Систематизируйте, опишите и оптимизируйте бизнес-процессы. Они отражают этапы деятельности предприятия, поэтому очень важно понимать, кто в них участвует, как все это работает и какими документами сопровождается. 
  • Создайте шаблоны справочников, документов и форм (если в программе нет предустановленных вариантов или их недостаточно). 
  • Контролируйте внесение в систему первичных данных. Проговорите это с сотрудниками и добавьте в документы ряд обязательных для заполнения полей. 
  • Определитесь с нужными отчетами. 
  • Начните регулярно их выгружать и следить за показателями работы компании в динамике. 
  • Корректируйте стратегию и систему мотивации, основываясь на полученных данных. 

При выборе программного продукта обратите внимание на облачные решения с простым интерфейсом, возможностями для интеграции и автоматизацией типовых задач. Так вы сможете получать доступ к отчетам откуда угодно, обойтись без покупки дополнительного оборудования, рассчитывать на регулярные обновления и помощь квалифицированной службы поддержки. А также подключить телефонию и sms-шлюз, чтобы потом анализировать обратную связь и качество общения. Такие функции есть в РемОнлайн

Теперь вы понимаете основы управленческого учета и знаете, как его организовать. Уверены, у вас все получится!

comments powered by Disqus