1. Главная
  2. Блог
  3. Академия РемОнлайн

Финансовый учет. Часть 1: ключевые отчеты для руководителя бизнеса

financial-audit-min.png (25 KB)

Часто владельцы малого и среднего бизнеса боятся финансового учета, считая это сложнейшим процессом, требующим специальных знаний и опыта. Чтобы сводить финансы в компании, многие предприниматели пытаются вести учет в электронных таблицах, используют рукописные заметки или узкофункциональные программы. Или просто не заморачиваются и считают лишь деньги в кассе.

С таким подходом компания не может стабильно развиваться, а финансовые потери и кассовые разрывы становятся регулярными. Поэтому важно понимать, что чем раньше в вашем бизнесе появится понятие финансового учета, тем раньше вы сможете оценить реальное положение дел и начать бороться с проблемами, которые не дают вашей компании расти.

Чтобы познакомить владельцев малого и среднего бизнеса с понятием финансового учета, его ценностью, рассказать о ключевых отчетах и их анализе, мы подготовили цикл статей, которые максимально осветят эту тему. В первой части, например, мы разложили по полочкам три основных отчета, на которых основывается финансовый учет для руководителя бизнеса, чтобы показать: каждый может внедрить их в работу и научиться читать, что впоследствии позволит принимать правильные управленческие решения.

Баланс

Это отчет, показывающий все активы предприятия на определенную дату, а также источники формирования этих активов: обязательства и капитал. Такой отчет составить совсем не сложно. Главное всегда соблюдать правило, “уравнение баланса”:

Активы = Обязательства + Капитал,

где активы делятся на внеоборотные и оборотные, обязательства — на краткосрочные и долгосрочные, а капитал — на прибыль, уставной фонд и другие. Эти крупные статьи баланса делятся в свою очередь на более мелкие, в которых уже детально раскрывается содержание.

На какие показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • общая сумма активов бизнеса;
  • сумма прибыли, накопленная на дату баланса;
  • состояние задолженности перед поставщиками и клиентов перед вами;
  • общая сумма денежных средств в компании на дату баланса.

Такой отчет полностью предоставляет информацию о том, чем владеет компания. Именно благодаря ему владелец бизнеса может контролировать остаток денег на счетах, сколько и кому он должен, кто должен ему, а также может оценить финансовую устойчивость фирмы. Добавим, что этот отчет особенно важен для малого бизнеса, где остро стоит вопрос контроля остатков и состояния задолженности. Правильно организованный учет снижает риск потерь и краж в компании.

Отчет о движении денежных средств

financial-report-min.png (8 KB)

Это отчет, который учитывает все денежные поступления и выплаты с классификацией основных источников.

В отчет о движении денежных средств заносят каждую фактическую денежную операцию, которая содержит в себе сумму, контрагента и источник (откуда пришли либо куда ушли средства). Все движения денежных средств делят по категориям (статьям), что помогает лучше понимать структуру и главные источники доходов или расходов.

Благодаря отчету о ДДС вы будете знать:

  • на что тратите больше всего;
  • какое направление вашей деятельности приносит большую выручку;
  • как спланировать расходы наперед;
  • как оперативно реагировать на чрезмерные расходы;
  • как избежать кассовых разрывов.

Для малого бизнеса такой отчет является ключевым, потому что имея ограниченные финансовые ресурсы очень просто оказаться с нулем на счетах, не выполнить обязательства перед работниками по выплате заработной платы, или перед государством по уплате налогов. Эти риски способны полностью парализовать деятельность малого бизнеса и даже привести к банкротству. Именно отчет о ДДС предупредит вас, если что-то пойдет не так ☝️

На какие показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • структура доходов;
  • структура расходов;
  • сальдо на конец периода (он же чистый денежный поток).

Отчет о финансовых результатах

Это отчет, который содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах за определенный отчетный период.

Отчет о финансовых результатах содержит данные о выручке, себестоимости товаров и услуг, валовой и чистой прибыли, а также управленческих (административных) расходах.

Если отчет о движении денежных средств показывает, что с деньгами происходит сейчас (фактическое положение), то отчет о финансовых результатах отвечает собственнику на главный вопрос: “Прибылен ли бизнес?”.

На какие показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • выручка;
  • себестоимость;
  • валовая прибыль; 
  • административные расходы;
  • чистая прибыль;
  • динамика показателей.

Какой толк в собственном деле и наличии денег на счетах, если оно в конечном итоге убыточно? Именно отчет о финансовых результатах (еще известный как отчет “P&L”, “profit and loss”) поможет вам оценивать результаты деятельности вашей компании, сравнивать различные временные периоды и прогнозировать будущие финансовые показатели.

financial-accounting-min.png (15 KB)

Все три отчета тесно связаны между собой и помогают целостно увидеть финансовую картину бизнеса. Финансовый учет должен стать регулярной практикой в вашей фирме, так как именно вышеперечисленные отчеты помогут не совершать ошибок при принятии управленческих решений 😉

Чтобы изучить вопрос глубже и не пропустить новые статьи о финансовом учете, не забудьте подписаться на обновления Академии РемОнлайн и наш канал в Телеграме. В следующей статье мы подробно расскажем об отчете о движении денежных средств и покажем, как использовать его на практике. Обещаем быть полезными :)

comments powered by Disqus